Почему Ваш ребёнок никак не научится читать

0
3951

Здравствуйте!

Мне часто жалуются мамы дошкольников, которые приходят ко мне на консультацию: — «Сил больше нет заниматься с ним/ней! У меня терпенья не хватает так и хочется дать подзатыльник. Чуть не в три года выучили все буквы, а сейчас к шести годам – не только читать не научился, так ещё и буквы путает! Что будет дальше, даже трудно представить…»

Подобные жалобы и недоумения можно услышать и в разговорах мамочек между собой.

Почему такое происходит? Давайте разберёмся.

Слишком рано начинают учить своего малыша «чтению». Чуть ли ни с двух лет покупают кучу букварей, говорящие азбуки, кубики, различные пособия, таблицы, карточки и т.п. Возможно малыш и «выучит» буквы, но чтения не получается и дальнейшие занятия не дают больше никаких результатов.

Ребёнку надоедают такие бесконечные занятия, да и родители не довольны ни собой, ни малышом.

Если Вы узнали себя, и у Вас сложилась подобная ситуация, не спешите впадать в панику, обвинять в бездарности ребёнка и своих педагогических способностях. Самое главное разобраться, на каком этапе у Вас всё зашло в тупик и как это можно исправить.

Итак, давайте разберёмся, какие ошибки совершаются родителями при обучении своего малыша чтению.

Обучают чтению своего ребёнка слишком рано.

Принципы «чем раньше, тем лучше» или «после трёх уже поздно» именно в обучении чтению не работают. К тому же такой подход к обучению чтению может дать совсем противоположный результат. Надо помнить, что малыш должен психологически созреть, чтобы у него появился интерес к буквам и чтению в целом. В зависимости от развития конкретного ребёнка такой оптимальный момент может наступить к 4,5 – 6 годам.

Конечно, бывают исключения, и может Ваш трёхлетний малыш уже принести Вам книжку и интересоваться буквами и чтением, затем легко запоминать буквы и складывать их в слоги. В таком случае обучение чтению откладывать не стоит.

Но бывает, что и шести годам ребёнку не интересно запоминать буквы и учиться складывать их в слоги. В таком случае этот интерес к чтению нужно пробудить у своего малыша, но сделать не навязчиво, не заставлять, а увлечь.

Называют буквы не правильно.

Об этом я тоже уже писала, что мы учим звуки, а пишем буквы. Поэтому при изучении с ребёнком новых букв, вернее звуков, нужно и произносить звуки, т.е. [Б], не [БЭ], [М], а не [ЭМ] или [МЭ]. При неправильном произношении звуков, в дальнейшем у Вашего малыша возникнут большие проблемы в складывании букв в слоги, а затем и чтении. И главное, запомните, что переучивать ребёнка будет очень даже сложно. К тому же, если Вы очень долго будете учить его произносить буквы-звуки не правильно, выработается стойкий навык не правильного произношения, на исправление которого может уйти очень много времени нервов и сил, как у Вас, так и у ребёнка.

Не занимаются часто и регулярно.

При обучении чтению Вашего дошкольника важно не то, как Вы много и долго с ним занимаетесь, а как часто и регулярно. Лучше заниматься со своим малышом по 10-15 минут ежедневно, чем по часу-два один раз в неделю или и того реже.

Тем более Вы можете заниматься со своим малышом в любом месте. Я об этом везде пишу и говорю не однократно. На прогулке, в очереди в поликлинике, магазине и т.п. Ищите буквы везде: на вывесках, в названиях магазинов, на номерах машин, на листовках. Рисуйте буквы летом мелом на асфальте, прутиком на песке, выложите из камешков и т.п. Дома сделайте из теста, из пластилина, нарисуйте на картоне и вырежьте, сложите из палочек. Самые неожиданные поручные средства: зубная паста, папина пена для бритья, мамина губная помада – можно использовать, чтобы изобразить букву и познакомить с ней своего малыша. Фантазируйте, тогда Вашему ребёнку будет интересно знакомиться с новыми буквами.

Быстро переходят от букв к чтению слогов, слов и предложений.

Даже если Ваш малыш уже выучил несколько букв, не торопитесь складывать их в слова. Читайте сначала обратные слоги вида АМ, ОМ, УМ, затем уже вида ПА, МА, БА. Сложение букв в слоги отработайте до автоматизма. Конечно, постоянно читать цепочки слогов ребёнку будет не интересно. Пусть читает играя. Играйте в игры, например, такую.
Складывая слоги в игровой форме, ребёнок не заметит, что читает длинные цепочки слогов.

Ставят перед своим малышом непосильные задачи.

Не торопите события. Прислушивайтесь к своему малышу, пусть темп обучения чтению задаёт он сам. Бывает так, что ребёнок с лёгкостью читает слоги, как обратные, так и прямые, но это не значит, что он будет читать слова из этих же слогов так же уверенно и быстро. Поэтому переходите от простого к сложному поэтапно и постепенно, убеждаясь, что малыш всё понял и хорошо усвоил пройденное.

При обучении чтению своего ребёнка используйте следующие последовательные этапы:

  1. Читайте обратные слоги (АМ, ОМ, ОП…), а затем прямые (ПА, МА,БА…)
  2. Читайте слова, состоящие из трёх букв-звуков МАК, РАК, БАЛ, СУП, ЛЕС…
  3. Читайте слова, состоящие из двух повторяющихся прямых слогов МА-МА, ПА-ПА, БА-БА, НЯ-НЯ, потом самые простые слова из двух слогов с одинаковыми гласными КА-ША, МА-ША, ДА-ЧА, затем слова состоящие из двух слогов с разными гласными РО-ЗА, МЫ-ЛО, КО-ЗА, КО-СА
  4. Читайте слова, состоящие из четырёх букв с последовательными согласными в начале слова КРОТ, СКОТ, ТРУД, ПРУД, ЗВОН
  5. Читайте слова, состоящие из трёх слогов МА-ШИ-НА, РА-ДУ-ГА, ДО-РО-ГА
  6. Читайте предложения, состоящие из двух коротких слов.
    ЭТО РО-ЗА. КОТ СПИТ. У МА-ШИ ШАР.
  7. Читайте предложения из 4-5 слов.
    У НАС ЖИ-ВЁТ СО-БА-КА.
    НА-ШЕ-ГО КО-ТА ЗО-ВУТ ВА-СЯ.
  8. Читайте сложные слова и предложения.
  9. Читайте сначала короткие тексты, а затем и книжки-малютки.

Внимание! Если вдруг, Ваш малыш «забуксует» на следующем этапе или даже станет забывать, что уже знал хорошо, значит необходимо вернуться к более простым заданиям и закрепить пройденное ещё раз.

Помните! Темп обучения чтению задаёт Ваш ребёнок.

Успехов Вам в обучении своего малыша. Я верю в Вас. У Вас всё получится.

P.S.
Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.
Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.

Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.

Спасибо Вам за понимание.

С уважением Ваш репетитор — Лидия Витальевна.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here