Здравствуйте!
При подготовке к школе необходимо развивать и поощрять любознательность дошкольников. Присущую большинству детей любознательность можно рассматривать как особое проявление познавательной активности. Многие исследования показали, что развитие и поддержание любознательности оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка.
Благодаря любознательности, круг знаний ребенка значительно расширяется и углубляется, увеличивается концентрация внимания на вызывающем интерес предмете или деятельности.
Значение развития любознательности у детей дошкольного возраста:
• улучшение работоспособности мозга;
• расширение мировоззрения, увеличение объема знаний об окружающем мире;
• развитие творческого мышления;
• воспитание усидчивости, целеустремленности.
Особенности развития любознательности
Игровая деятельность является для дошкольника основным источником получения новых навыков, знаний, развития любознательности, побуждая ребенка к познанию окружающего мира.
Любознательность детей пробуждается, в первую очередь, внешними свойствами предметов и явлений, которые они не могут понять или объяснить из-за нехватки знаний и небольшого жизненного опыта. Желание узнать больше о том, что им интересно, рождает многочисленные вопросы детей об окружающем мире.
Для того чтобы обеспечить появление у детей новых вопросов и побудить их к познавательной деятельности, а, значит, и любознательности, необходимо организовывать специальные занятия. Родитель или педагог намеренно излагает материал частично, стимулируя этим активную умственную работу ребенка.
Одним из главных факторов, побуждающих познавательную деятельность ребенка, является эмоциональное воздействие на него, например, во время чтения сказок.
Развитие любознательности напрямую связано с развитием речи, мышления, другими видами познавательной деятельности.
Как реагировать на вопросы дошкольников?
Воспитание и общение в семье имеет большое значение для развития любознательности у детей. Окружающий мир вызывает у ребенка неподдельный интерес ко всему, что он видит. Ему хочется знать, что такое день и ночь, какие бывают животные, как работают машины. Он задает множество вопросов взрослым и будет внимательно слушать ответы на них.
Родители, в свою очередь, должны терпеливо объяснять и рассказывать малышу о предмете, который его заинтересовал, направлять и подталкивать ребенка к самостоятельному поиску ответов. Такое отношение взрослого к внезапным вопросам поможет ребенку научиться рассуждать, делать выводы, обдумывать дальнейшие действия для разрешения возникшей головоломки.
Похвала родителей за заданные ребенком вопросы послужит для него дополнительным стимулом и благоприятно отразится на развитии любознательности.
Воспитание любознательности у детей на природе
Знакомство ребенка с природой и непосредственный контакт с различными подручными материалами и предметами (трава, листья, камушки) подпитывают его желание дальнейшего исследования окружающего мира, дают абсолютную свободу выбора объектов исследования. В природной среде ребенок начинает заниматься активной добычей знаний, пробует манипулировать незнакомыми предметами, изучает их свойства и взаимодействие друг с другом.
Регулярные прогулки на природе, походы в лес окажут положительное влияние на развитие наблюдательности, внимания, памяти и любознательности ребенка. Наблюдая за первыми попытками малыша разобраться самостоятельно в интересующих его вопросах, родитель должен всячески хвалить и поощрять ребенка, а при необходимости помогать ему. По мере взросления дети должны научиться сравнивать и сопоставлять объекты, делать выводы и умозаключения после проведенных исследований.
Любознательность ребенка растет и увеличивается вместе с багажом полученных ранее знаний. Наиболее успешными в школе оказываются именно любознательные дети, ведь они хотят получать новые знания, а сам процесс обучения им интересен. Развитие любознательность поможет воспитать в ребенке усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, что обязательно положительно отразится на успеваемости в школе и высших учебных заведениях.
P.S.
Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.
Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.
Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.
Спасибо Вам за понимание.
С уважением Ваш репетитор — Лидия Витальевна.
Любознательность наших деток будит любознательность в нас самих. И это так здорово!
Это абсолютно верно.
Не задумывалась о том, что любознательность нужно развивать. Почему-то просто ждала возраста «почемучки». Но после вашей статьи убедилась, что нужно завлекать ребенка и поощрять его любопытство к тем вещам, которые нас окружают. Будем останавливаться и обращать внимание на различные предметы вокруг нас.
Обязательно нужно развивать любознательность. Недавно вычитала (уже после написания этой статьи), что сейчас переизбыток информации и может случится так, что время «почемучки» так и не наступит. Значит мы лишимся исследователей и открывателей в будущем.