Воспитать культурные навыки у детей дошкольного возраста можно разными способами и формами, но прекрасно воспитанные дети вырастают в основном в счастливых семьях.
Родители, которые счастливы и довольны своей жизнью, своей культурой, своей трудовой деятельностью, воспитывают, как правило, замечательных детей. Такие семьи живут активной жизнью и книги, журналы, газеты, фильмы – это необходимая принадлежность их быта. В таких семьях интересуются искусством, общественной деятельностью, поэтому культурное развитие детей имеет благодатную почву. Однако и в таких случаях воспитание культурных привычек у детей желательно проводить планомерно и организованно, используя различные методики и контроль.
С самого раннего детства родителям желательно воспитывать у своих малышей такие человеческие качества как уважительность, чуткость, тактичность, деликатность к окружающим людям. Необходимо прививать навыки культурного поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, в гостях, в помещении, на природе. Дошкольникам необходимо хорошо усвоить, что культурный человек должен соблюдать основные нормы и правила поведения. Воспитанные дети должны себя вести культурно не только в гостях или в общественных места, но и у себя дома. Основой культурного поведения должны быть вежливость, доброжелательность и чувство меры, которые помогут ребёнку определить, что можно делать, а чего делать нельзя.
Воспитывать культурные навыки у детей желательно начинать как можно раньше, пока ещё не начали обучать грамотности. Ваш малыш уже научился слушать, говорить, вступать в контакт со взрослыми, значит пора начинать воспитывать культурные навыки. В этом Вам помогут различные интересные книги, сборники и сказки, изданные специально для детей. Какие сказки и книги нужно Вам выбирать для своих малышей и как их рассказывать? Думаю, Вам помогут мои некоторые советы.
Выбор сказки, рассказа, стихотворения.
При выборе любого литературного произведения старайтесь учитывать возраст своего малыша, его словарный запас и его знания окружающего мира.
До трёх лет для воспитания культурных навыков выбирайте короткие литературные произведения, сказки, стихи и рассказы, в которых рассказывается о животных или о таких же маленьких детях и их приключениях, как он сам. Книжки старайтесь выбирать с красивыми крупными иллюстрациями или фотографиями.
После трёх лет можно читать уже сказки и рассказы о маленьких детях, об их отношениях со взрослыми, животным и растительным миром. По мере дальнейшего взросления Вашего малыша можно выбирать сказки с описанием человеческих отношений.
Внимательно следите за своим ребёнком, как он относится к сказкам о леших, русалках и другим страшным образам нечистой силы. Если он понимает, что это сказка и добро всегда победит зло, значит такие сказки читать можно. В обратном случае страшные образы могут им восприниматься как реальность и травмировать психику.
Рассказывание сказки, рассказа.
Если Вы интересно расскажете сказку, то это очень хорошее подспорье в воспитании культурных привычек у Вашего малыша. Но для этого Вам обязательно необходимо предварительно просмотреть выбранный материал и сделать для себя краткие пометки карандашом. Пометьте себе каким моментам в сказке (рассказе) Вам необходимо уделить больше внимания, возможно что-то сократить или изменить, что-то добавить, чтобы сказка (рассказ) стала ребёнку понятной и поучительной.
Довольно большое значение для понимания и восприятия рассказанного Вами материала имеет язык – его можно изменять другими различными словами и выражениями более понятными для Вашего малыша. Старайтесь рассказывать сказку медленно и следите за выражением глаз малыша. Если его внимание рассеивается, поинтересуйтесь, всё ли понятно Вашему ребёнку. Возможно, какие-либо слова или выражения он не понимает, тогда разъясните смысл непонятного для него и прочитайте сказку ещё раз.
После прочтения обязательно остановитесь на воспитательных моментах и попросите своего ребёнка ответить, что было правильно, что не правильно, культурно или не красиво в поведении персонажей. Хорошим подспорьем Вам в деле воспитания у своих детей культурных привычек могут стать самостоятельно придуманные (или взятые их жизни) маленькие истории про хорошо воспитанных, культурных или плохих мальчиков и девочек.
Рассматривание иллюстраций.
При рассматривании картинок и иллюстраций маленькие дети, да и постарше тоже, задают очень много вопросов, «кто?», «куда?», «зачем?», «почему?» и другие вопросы для выяснения разных подробностей и причин. Так что Вы к этому должны быть готовы. Ваши уклончивые, невнятные или категоричные ответы — «Это тебе ещё рано знать!» — могут разочаровать ребёнка и ослабить его впечатление от прослушанного.
При рассматривании картинок и иллюстраций Ваш малыш не должен печалиться, переживать и расстраиваться, наоборот – услышанная сказка и увиденная картинка должны повышать настроение, оптимизм, возбуждать энергию и уверенность в будущем.
Посещение музеев, выставок, театра, цирка.
В самом младшем возрасте водить детей на различные представления в театр, музей, цирк желательно в исключительных случаях, и обязательно только для них специально предназначенные. По мере взросления Вашего ребёнка выбирайте спектакли, пьесы, фильмы, пьесы и представления, достаточно доступные для его понимания. В театре требуется от малыша более длительно и серьёзного напряжения, чем, например, просмотр мультфильма дома, и это Вам обязательно нужно учитывать.
И спектакли, и фильмы, которые просмотрел ребёнок, принесут ему пользу в воспитании культурных привычек, если Вы будите обсуждать вместе с ним увиденное представление и обменяетесь мнениями. Посещать музеи, выставки желательно уже с детьми старше пяти лет и старайтесь, чтобы Ваш ребёнок от этих посещений извлёк максимум пользы. Для этого Вам потребуется специальная подготовка перед посещением и направляющее внимание с Вашей стороны.
Прогулки за город, в парк, занятия спортом.
Во время прогулок за город, в парк или занятия спортом Вам нет особой необходимости говорить нудные наставления или читать поучительные лекции. Но Ваши замечания и наблюдения в общении со своим ребёнком, юмор, занимательные истории, поощрение к активности, правильное его поведение могут незаметно сыграть свою положительную роль в укоренении культурных привычек.
Участие детей в благоустройстве дома, сада, домашних спектаклей, оформлении альбомов.
Для культурных навыков у Ваших детей полезно привлекать их в воспитательных целях для благоустройства быта, как дома так и во дворе и придомовой территории.
Готовьте и проигрывайте вместе с ними маленькие спектакли и сценки из каких-нибудь сказок, изготавливайте вместе книги, кино, различные альбомы. Как это сделать, я уже писала об этом ==>>ЗДЕСЬ
Во всех видах деятельности и воспитания культурных навыков добивайтесь от своего ребёнка активности и стремления стать лучше. Старайтесь учить своего малыша достойно преодолевать небольшие препятствия и поражения. Развивайте в нём доброжелательность, внимание к окружающим, научите внимательно слушать и избавляться от хвастовства.
Вам необходимо постоянно и неустанно объяснять своим деткам общепринятые нормы и правила поведения. Объяснять каким он должен быть культурным человеком, какие нормы и правила он должен соблюдать во взаимоотношениях при разных обстоятельствах, что и когда уместно и тактично. Учите вежливости, деликатности, предупредительности, уважению к другим людям по мере взросления ребёнка. Осуждайте в то же время в нём грубость, высокомерие, бесцеремонность, небрежность в оценках, которые свидетельствуют о плохом воспитании.
Воспитание культурных привычек у маленьких детей можно сделать с помощью различных методик-игр интересным и важным занятием.
Берегите себя и своих малышей. Будьте счастливы.
С уважением Ваш репетитор – Лидия Витальевна.