Здравствуйте!
По моему глубокому убеждению, самообучение и самообразование – это единственная форма обучения, которая приводит к результату и успеху. А функция любого учебного заведения (начиная со школы) – это возможность облегчить процесс самообучения. Но помогает ли школа и выполняет ли она эту функцию…
Сейчас все больше родителей недовольны государственной образовательной школьной системой. Не многие родители знают, что можно выбрать домашнее обучение. Совсем недавно эта тема не обсуждалась и даже не поднималась, но все же дома обучались дети, но в основном по тем или иным медицинским показателям. Теперь все чаще можно увидеть, что родители не отдают своих совершенно обычных здоровых детей в школу или забирают их со школы на каком-то этапе.
Давайте разберемся, почему же так происходит?
Причина первая. Многие родители потихоньку начинают осознавать, что школа у их ребенка отнимает много сил и времени, а результат, к сожалению, частенько бывает очень далек от ожидаемого и желаемого. Также довольно часто с первых же лет обучения в школе у детей возникает стойкое отвращение к учебе и в дальнейшем и ко всей школьной системе.
И даже те ученики, которые в школе учатся хорошо и получают не плохие оценки, совсем не стремятся самостоятельно к получению каких-то новых знаний и освоению дополнительных материалов, не входящих в курс школы. Поэтому врожденная любознательность и интерес детей познавать окружающий мир канут в лета и надежно хоронятся навсегда за то время, которое они провели за партой, на долгих нудных уроках.
С другой стороны. Родители, которые самостоятельно активно развивали и готовили своего ребенка к школе (таких родителей сейчас становится все больше) уже прекрасно знакомы с особенностями восприятия и обучения своего чада. И поэтому могли бы (при самых минимальных знаниях) добиться гораздо лучшего результата, чем школа. И время на обучение своего ребенка затрачивали бы гораздо меньше – всего 1,5-2 часа в день.
Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что при домашнем обучении, т.е. индивидуально, когда ребенок занимается с родителями, то на усваивание нового материала необходимо на треть времени меньше, чем затрачивается на эту же информацию в школе. И что особенно удивляет, качество понимания и усваивания материала намного выше, и ребенок чувствует себя более уверенным и, что самое главное, интерес к учебе у него повышается.
Причина вторая (и довольно распространенная). Родители стараются забрать своих детей из школ, так как они подвергаются агрессии и давлению со стороны детей старших классов и даже своих одноклассников. К сожалению, эта проблема не нова, и, что особенно прискорбно, становится год от года все серьезней.
В подтверждение двух вышесказанных причин, прочтите письмо Виктории Чарской, которое она написала на одном из форумов в интернете.
У меня дочь первоклассница. Всегда хотели, чтобы она в школу ходила с удовольствием. Для этого с малых лет занимались ее развитием. Но это не значит, что учили ее читать, считать с 2, 3 и т.д. лет. Мы с мужем больше уделяли времени тому, чтобы показать, как интересно узнать ПОЧЕМУ?, ЧТО?, ЗАЧЕМ? и КАК?
Муж увлекается физикой и астрономией – отсюда у нас в доме с 3-х-летнего дня рождения дочери появился небольшой телескоп, затем микроскоп, которыми могла пользоваться и дочь, затем еще куча разных штучек для опытов и куча мусора для изобретательства. От дочери часто слышала и слышу – не выбрасывай, я или мы из этого то-то сделаем. И делали...
Я всегда старалась привить ей любовь к языку – звучание, интерес, ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ?, почему так написано и т.д. Ну и, конечно же, книги. У нас в доме море книг (взрослых и детских). Они, пожалуй, занимают больше места, чем все мы. А ну и еще то, что мы с мужем постоянно читаем и «учимся». Всегда можно найти то, чего ты еще не знаешь, но хочешь узнать.
К школе мы ее готовили, но без фанатизма. Все лето она считала дни, потом часы — когда пойдет в школу.
А спустя месяц уже не хотела «туда идти». Много разговаривали, оказалось, что не складываются отношения с одноклассниками.
Начались проблемы со здоровьем, а это пропуски — и вот претензии со стороны учителя. Долго все налаживали, но все же наладилось. Однако большого желания идти в школу так и не появилось.
Мотивация — узнаешь много интересного — не работает. Дочь говорит, что и дома можно это сделать. Пришлось по-взрослому объяснять, что без школы никуда...
Но это уже, к сожалению, учиться по принуждению, а не для удовольствия.
Кроме того пришлось объяснять, что в просьбах учителя иногда бывает ноль логики, но выполнять все же нужно, что не все одноклассники обременены воспитанием, но опускаться до их уровня — обзываться и драться все же не стоит, и много-много другого. Короче — тяжелое полугодие.
Для себя с мужем решили, что отличных оценок требовать не будем. Однако, стараемся объяснять, что все дела, которые нужно делать (даже те, которые не любишь), нужно делать ХОРОШО, ну а те, которые любишь, грех не сделать на ОТЛИЧНО.
Причина третья. Возможная не подкованность родителей на законодательном уровне в плане своих прав, обязанностей и ответственности. Вот для Вас Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»
- С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
- Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.
(В ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-AP)
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
- Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
- Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
- Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
- Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
- Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.
- Родители (законные представители) детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы (далее — компенсация), взимаемой за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в указанных организациях.
Ну, а те родители, которые уже выбрали или еще только раздумывают выбрать домашнее обучение, и хотели бы уже сегодня помочь своим детям намного легче и лучше усваивать школьный курс, закономерно у них возникают некоторые сомнения и вопросы:
- Сможем ли мы, эффективно обучать своего ребенка, не имея педагогического образования?
- Если мы заберем его из школы, будет ли ему хватать общения?
- Сможем ли мы вместе с ним сформировать ему необходимые для жизни социальные навыки?
- И хватит ли наших знаний, навыков и умений для обучения своего ребенка?
- Как правильно организовать занятия с ребенком и где достать необходимые книги и дополнительные материалы?
Давайте вместе обсуждать и искать ответы на эти и многие другие вопросы на моем сайте. Задавайте все возникающие у Вас вопросы. Приглашаю к сотрудничеству в обучении Ваших детей пока дошкольников — тех, кто в этом году собираются в школу. Тестирование и прикрепление к какой-либо школе Вам все равно необходимо, а обучаться Вы можете и дома с моей помощью.
Пока приглашаю готовиться к школе. Записаться можно на странице подписки
Если у вас все получится с подготовкой к школе – все получится и с дальнейшим обучением на дому.
Я в Вас верю, в Ваших деток тем более. У Вас и Ваших деток всё получится!
А пока расскажите о подготовке к школе на моем сайте как можно большему количеству друзей в соцсетях. Нажмите на все кнопочки. Спасибо за понимание.
P.S.
Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.
Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.
Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.
Спасибо Вам за понимание.
С уважением Ваш репетитор — Лидия Витальевна.
Согласна с вами, Лидия Витальевна. Все чаще меня посещает мысль забрать ребенка из школы. Причина — первая. Сын был очень развит и безмерно любознателен. Но еще в первом классе заметила, что резко упал интерес к учебе и вообще к новым знаниям.
Если нужна помощь, обращайтесь, рада буду помочь в обучении на дому.
А нет ли у вас данных — сколько людей отваживаются на домашнее обучение. Причем интересно про людей со средним достатком, которые не могут нанять индивидуальных репетиторов по всем предметам ребенку.
Валерий, я не могу знать статистику. Но точно знаю, что именно люди со средним достатком, где чаще всего мама не работает, а занимается детьми — вот именно такие семьи обучают своих детей сами. Я уверена, если, допустим, у мамы высшее образование, то она легко справится с обучением своих детей до 9 класса, не говоря о начальной школе. 10 и 11 класс ребёнок тоже может закончить на домашнем обучении, к этому времени у него у самого уже сложится ответственность и понимание в получении образования.