Главная » Обсудим » Как организовать домашнее обучение?

Как организовать домашнее обучение?

Как организовать домашнее обучение?Здравствуйте,
Уважаемые Взрослые!

Как и обещала продолжаю с Вами разговор о домашнем обучении и воспитании детей.

Сегодня я предлагаю для Вас рекомендации тех родителей, которые успешно обучают и воспитывают своих детей дома и их ответы на часто задаваемые им вопросы.

Это просто рекомендации, наработки и желание помочь другим родителем в выборе получения образования для своих детей.

А выбор всегда остается за Вами.

Вопрос 1. Достаточно ли знаний у родителей для обучения своих детей?

На самом деле, на этот вопрос можно ответить двояко – и достаточно, и не достаточно. Но, что особенно нужно на начальном этапе родителям, так – это широкая эрудированность во многих областях знаний, начитанность, а самое главное иметь готовность по мере необходимости углублять свои знания и подавать пример ребенку к расширению своих знаний в любых областях.
Все родители в свое время проходили школьный курс обучения, и поэтому очень редко бывает так, что настолько плохо усвоен материал, особенно, например, начальных классов, чтобы не вспомнить совсем ничего вообще – такого не бывает. Но по мере продвижения с ребенком вместе на учебном пути, все больше приобретает огромное значение личная мотивация взрослого. В чем мотивация родителя? Он не только помогает учиться своему ребенку, но заполняет и устраняет пробелы собственного образования (вот это и есть – ваша готовность углублять знания). Если Вы с высоты своего жизненного опыта, наконец, уже осознали, что школьные знания Вашему ребенку жизненно необходимы, то Вы будите хорошим учителем.

Вопрос 2. Родители обязаны быть знатоками всех изучаемых предметов?

Конечно, родители не обязаны быть преподавателями-мультипредметниками. Это даже неразумно и нереально. Но есть такие темы и области знаний, которые очень интересны самим родителям. Тогда, лекция на эту тему, подборка книг или фильмов, или проведение экскурсии в музей, или по историческим достопримечательностям Вашего города, могут иметь огромную ценность для Вашего ребенка, и он с большим удовольствием будет задавать множество вопросов и замечательно усвоит ваши познания.

Суть домашнего обучения заключается в том, чтобы пробудить в Вашем ребенке готовность к самообразованию, затем развить желание к самообразованию, и, наконец – развить страстное и постоянное стремление к самообразованию.
Поэтому объяснение нового материала в преподавании каких-то предметов можно производить в начале нового курса или на особо сложных, на остро-интересных, или затруднительных темах с пошаговой проработкой. Но после вводного, первого занятия ребенка можно только контролировать и корректировать, если возникают трудности с усвоением.
Безусловно, младшему школьнику Вам придется объяснять гораздо больше, чем среднему или старшему. Но в начальных классах можно уже в середине курса смело предложить своему ребенку проработать самостоятельно в качестве задания на дом одну-две темы и вечером показать их вам со всеми выполненными упражнениями (или задачами). Со временем доля таких самостоятельно выполненных заданий у ребенка должна возрастать, а с родителей – сниматься даже и контролирующая функция; подростки к 14-15 годам уже самостоятельно способны усваивать новый материал и новые темы, а также самостоятельно проходить все аттестации, прибегая к помощи родителей только в самых сложных случаях. Если Вы хорошо поработали со своим ребенком на первых этапах обучения и сумели хорошо раскрутить и запустить турбину самообразования, дальше он будет обучаться уже сам, предоставляя Вам полную свободу от повседневной рутины.

И самое главное: в конкретно сложных случаях Вы всегда можете воспользоваться помощью профессиональных учителей-предметников, они всегда к Вашим услугам в том учебном заведении, к которому Вы будете прикреплены. Учитель-предметник в затруднительных ситуациях может помочь Вам быстро и эффективно, в отличии от Вас.

Вопрос 3. Какие познавательные и творческие интересы должны быть у родителей?

Как ни странно это прозвучит, но интересы у родителей просто должны быть. Если Вы сами ничем не интересуетесь в жизни, кроме телевизора или бесцельного проведения времени, то и ребенок – Ваше зеркало – также повторит Ваше собственное поведение. Ваш ребенок будет с большим трудом усваивать понятия и осваивать процессы познания нового, если не наблюдает их в Ваше повседневной жизни. Если Вы сами не читаете книг и даже не держите их в руках, но твердите своему ребенку о любви к новым знаниям и чтению – Ваш ребенок никогда не будет учиться с интересом и охотой, потому что он быстро поймет, что Ваши слова – пустышки, за ними ничего не стоит.

Очень трудно и даже почти невозможно приучить своего ребенка постоянно и много читать, если Вы не собираете собственную библиотеку, если не выписываете никаких периодических изданий. Если Вы, научив читать, не записали его в библиотеку и он не посещает ее регулярно, если он не получает книг в качестве подарков и не участвует в их выборе и покупке и т.д.

Вопрос 4. Как родителям развивать у ребенка интерес к познанию?

Некоторые начинающие домашнее обучение родители, неправильно понимают сам процесс «интерес к познанию». Им кажется, что для развития и поддержания самого процесса желания приобретать новые знания в учебе нужна постоянная заинтересованность у ребенка, поэтому стимулируют его каким-то интересным учебным игровым материалом, дополнительной литературой, фильмами и прочими игрушками и плюшками. Все это замечательно!

Но не всегда новый материал усваивается в нетривиальной игровой и интересной форме. Получение новых знаний – это не постоянные игрушки, а чаще всего просто обыкновенный рутинный и титанический труд, иногда лишенный всякого интереса, но который обязательно и должно последовательно выполнять. А игровые моменты просто для закрепления и общего интеллектуального развития ума и интереса к обучению. Необходимо запомнить, что знания – это духовная пища, которая не состоит из плюшек и вкусностей – это «хлеб». «Вкусные», интересные задания – это как дополнительный десерт и далеко не ежедневный.

Чаще всего, интерес к познанию нового достигается усилиями родителей с помощью «интеллектуального десерта», но в том случае, когда ребенок после завершения обязательных заданий продолжает сам с интересом узнавать еще много нового и непременно без участия родителей.
Если Ваш ребенок, выполнив обязательные задания и уроки, после небольшого отдыха снова берется за книжки, затем снова что-то экспериментирует и творит, используя только что полученные знания, значит – Вы добились своей цели. Познавательный процесс у Вашего ребенка идет успешно! Ну, а если у Вашего ребенка, едва хватает терпения досидеть отведенные часы на занятия, затем немедленно забывает обо всем и сразу бежит к телевизору или компьютеру – значит, в познавательном процессе Вашего ребенка что-то идет не так.

Вопрос 5. Как родителям научить своих детей учиться самим?

Этого в домашнем обучении можно добиться к средним и старшим классам. На младшего школьника Вам придется потратить достаточно времени, чтобы показать основные виды учебной деятельности, ввести его в ритм учебной работы, добиться прилежного выполнения работы и дисциплинировать. Когда Вы достигните всего этого со своим ребенком – то есть, он будет в определенное время выполнять намеченные виды работ в заданном алгоритме — тогда Вам постепенно можно ослаблять свой контроль над выполнением заданий ребенком и сокращать присутствие во время учебных занятий.
В идеале должно получиться следующее:
— к концу первого года (1 класса) обучения, нужно стараться увеличить долю самостоятельной работы у ребенка до 30%,
— второго (2 класса) – до 50%,
— третьего и четвертого – до 60%,
— к концу 8 класса должна приближаться к 100%.
В учебный процесс своего ребенка Вам можно вмешиваться только в тех случаях, когда он сам Вас об этом попросит или в каких-либо форс-мажорных обстоятельствах.

И рекомендации от родителей, которые обучают своих детей дома.
Какие навыки и умения необходимо выработать у своего ребенка в первые годы домашнего обучения.

Советы бывалых

— сосредоточения на одном виде деятельности на 30-40 минут с последующими перерывами на 10-15 минут;

— выполнения заданий по намеченному ранее плану;

— беглого чтения (к концу третьего года – до 170 слов в минуту вслух, до 500 – про себя);

— постоянного чтения широкого спектра литературы, как художественной, так и научно-популярной;

— устного пересказа прочитанного (близко к тексту, выборочного, творческого, наизусть);

— письма (быстрого и каллиграфического);

— письменного изложения прочитанного;

— выполнения простейших математических операций с целыми и дробными числами, знание основных арифметических концепций.

Знающие родители говорят, что именно этих навыков и умений вполне достаточно для того, чтобы в средних классах на их основе выстроить следующие ступени обучения и в дальнейшем добиться подлинной самостоятельности ребенка в его учебной деятельности.

Вопрос 6. Ориентировать ли родителям на получение ребенком высшего балла?

При семейном домашнем обучении своего ребенка Вам следует для себя понять и уяснить, что система оценки знаний в баллах была разработана специально именно для коллективного обучения. Для оценки знаний при индивидуальном обучении такая система не подходит. Своего ребенка Вам не следует ориентировать на получение какого-либо оценочного максимального балла. Еще лучше, если Ваш ребенок до определенного момента вообще не будет знать о том, что его знания будут как-то оцениваться на экзаменах или аттестации.
Вообще довольно спорно оценить знания изученного учебного материала в рамках школьной программы. И довольно относительными являются оценки за знания и их ценность даже в одном классе, не говоря уже о параллельном классе или разных школах.

Ваш ребенок должен с самого начала понять и привыкать выполнять любую работу качественно и не ждать оценки своей работы. Своему ребенку нужно объяснить: писать нужно красиво, прилежно и без ошибок; читать – много, бегло и с выражением; заученные стихи читать – без запинки, с выражением и артистично; пересказывать прочитанное – близко и точно к тексту; решать задачи – желательно несколькими способами, уметь делать краткую запись своих действий по заданным форме или алгоритму, и т.д. и т.п.
Все эти оценки носят скорее экспертный характер, а не статистический. Не система оценок должна ориентировать ребенка, а реальный результат его знаний и умений.

К сожалению, своего ребенка Вам не долго придется держать в неведении по поводу оценивания его знаний в баллах; рано или поздно он узнает и о пятерках, и о двойках. Тогда можно ориентировать его здоровое честолюбие стремится получить одни оценки и избегает других. Но это будет уже потом, в средних и старших классах. А пока, в начальных классах Вы сами обучаете ребенка и беспокоится о баллах неуместно.

Вопрос 7. Каково место родителей в обучении своего ребенка?

На шаг впереди ребенка! Чтобы быть на шаг впереди ребенка, хорошо бы к тому моменту, когда Ваш ребенок достигнет школьного возраста, Ваши интеллектуальные знания и умения представляли и образовывали из себя некую научную систему. Но, наши детки растут быстро и, как уже говорилось, наших полученных любых знаний в самый ответственный момент все равно не хватает. Что же делать?
На самом деле, не все так сложно, как кажется на первый взгляд и не так уж и много надо знать. Просто попробуйте узнать материал из его учебников на несколько тем вперед и назад, и соответственно давайте задания ребенку как с учетом нового, так и уже пройденного материала.

Таким образом, выбрав такую стратегию, Вы сможете вполне оперативно контролировать текущий учебный процесс своего ребенка. Конечно, когда речь пойдет об итоговых контрольных по всему пройденному материалу, в таких случаях Вам придется подготовиться более тщательно. Вам придется обобщить материал и подобрать несколько десятков разнообразных заданий – но таких моментов в течение года совсем немного. У детей младших классов – один-два раза в году.

Подведем итог.

Итак, перед Вами ответы опытных родителей на часто возникающие вопросы о домашнем воспитании и образовании. Все довольно просто, кроме, пожалуй, 3 и 4 вопросов: в самом деле, как придумать себе познавательный или творческий интерес, и притвориться у Вас не получиться – Ваши детки тут же в один момент распознают фальшь и откажутся любить учебу и приобретать новые знания. Поэтому первое, о чем стоит позаботиться Вам – родителям сегодняшних грудничков – это учебой и творчеством: тогда к тому моменту, когда подрастут Ваши детки, Вы со своим богатым опытом и познаниями долгие годы будете вскармливать их во время взросления. Но родителям, у которых дети уже подросли, не следует отчаиваться: учиться, познавать новое и творить никогда не поздно, тем более это можно делать вместе с детьми. И любые Ваши усилия на этом поприще окупятся стократно и отразятся в беспристрастном зеркале – Вашем собственном ребенке.

С уважением Ваш репетитор — Лидия Витальевна.

Подписка на рассылку

Ответить

Ваш e-mail не будет публиковаться Required fields are marked *

*