Здравствуйте!
При подготовке ребёнка к школе необходимо развивать речь. Речь — уникальное и универсальное средство многих видов деятельности. У дошкольника это игра, рисование, лепка, конструирование, решение практических задач, восприятие художественной литературы и др. Невозможно развивать речь ребёнка «вообще», безотносительно к той роли, которую она выполняет в его жизни, не включая речь в ту или иную деятельность. Развитие различных форм деятельности ведёт к развитию их главного средства — речи.
У детей мы, взрослые воспитываем чувство языка, создавая для этого соответствующие речевые условия (особенно во время народных национальных праздников, например, как сейчас — Масленицы), в которых ребёнок под нашим руководством присоединяется к поэзии и одновременно учиться решать при помощи родного языка различные речевые задачи: коммуникативные, познавательные и др.
Главным побудительным мотивом проявления речевой активности является совместная деятельность со взрослым. Важное значение имеет активно-действенное восприятие детьми наглядности (игрушек, рисунков). Наглядные пособия вызывают у детей желание обозначить их словами и говорить о них. Особое внимание уделяется содержанию речи, в воспитательных и дидактических целях используем поэтические слова.
Колыбельные, потешки, поговорки, песни, сказки — вот те совершенные художественные формы фольклора, с помощью которых мы знакомим детей с богатством и разнообразием окружающего мира.
Прежде всего, нам взрослым необходимо обыгрывать со своими детьми национальные народные колыбельные, песенки, потешки, забавлялки, короткие стишки, к которым присоединяются соответствующие содержанию действия и движения, повторение, звукоподражание, основных слов, выражений. Большое значение при этом имеют те забавлялки, сопровождающихся разнообразными движениями пальчиков рук, например «Сорока-ворона кашу варила». Важность их заключается в почти параллельном развитии дифференцированных движений пальцев рук и речи, что стимулирует и активизирует речь маленького ребёнка. Увлекают малышей такие действия как убаюкивания кукол, хлопанье в ладоши, притопывание, подскоки и т.п. Повествование небольших по объему сказок можно сопровождать короткими пьесами-постановками, что делает более лёгким для детей их восприятие и понимание, побуждает к повторению слов, выражений, песенок.
Детям очень нравится, когда в стихотворении называется конкретное имя. Например, когда мы приносим игрушечного кота, показываем его детям, помогаем им вспомнить, как котик мурлыкает «мур-мур», а затем читаем колыбельную:
Ой на кошку воркота,
А на ребёночка дремота,
Будет котик мурлыкать,
А ребёночек будет спать.
Читая колыбельную, можно заменить слово «ребёночек» на имя Вашего малыша. Так Вы привлечёте своего малыша к проговариванию отдельных слов и строк стихотворения. Такие занятия, а значит и колыбельная, оставляют след в душе и памяти ребёнка.
Маленькие дети с удовольствием участвуют в простых хороводных национальных играх. Эти игры способствуют налаживанию детских взаимоотношений, вызывают у детей желание вступить в общение, значит, и разговаривать друг с другом. Детям нравятся такие игры, а это хороший повод для воспитания интереса к национальному языку, первоначального развития национальной речи. Увлекшись игрой, дети не всегда замечают, что она ведётся на своём национальном языке, и невольно усваивают отдельные слова, выражения, песенки.
Используйте малые формы фольклора и в совместной деятельности. Например, совместное рисование национальных узоров. Предложите своему ребёнку лист бумаги с нарисованным национальным узором. Пусть Ваш малыш раскрасит и ещё продолжит узор. Рисование сопровождайте проговариванием своих национальных строк потешек, забавлялок, коротких песенок и стишков. Таким образом, у детей проявляется интерес и к самому процессу рисования, и к тем выражениям, которые описываются в потешках, забавлялках, песенка и стихах, и они отражаются в рисунке.
Для постепенного введения национального языка в различные виды деятельности дошкольников используйте национальных кукол. Обыграйте появление этих кукол, как пришедших к ним гостей, которые интересуются их занятиями, играми, общаясь только на своём национальном языке: задают вопросы, называют отдельные предметы, находящиеся у детей, выполняют различные действия с ними, рассказывают несложные истории. Таким путём настраиваются ситуационно-деловое общение на своём национальном языке.
Так у своих детей-дошколят, используя выше описанные приёмы, Вы поспособствуете развитию чувства национальной речи, а также формированию первоначальных навыков разговора на родном национальном языке.
P.S.
Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.
Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.
Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.
Спасибо Вам за понимание.
С уважением Ваш репетитор — Лидия Витальевна.