Здравствуйте!
В последние годы очень много говорят на тему домашнего обучения. Эта тема обсуждается везде. В средствах массовой информации, в Интернете, на различных форумах. Но все равно в ней и много таинственного и просто неизвестного. Каким детям разрешается перейти на домашнее обучение? То ли это для старшеклассников, у которых есть желание обучаться дома. То ли для детей-вундеркиндов или только для больных детей.
Давайте разберемся.
Почему Вы со своим ребёнком решили обучаться дома?
Если у Вас уже есть знакомые, у которых дети обучаются дома, то узнайте по каким причинам они перешли на домашнее обучение. Вполне вероятно, что их проблемы и причины ухода из школы похожи на Ваши. Тогда стоит выяснить, с какими проблемами они столкнулись и как их решали.
Что надо знать родителям, которые задумались о переводе ребёнка на семейное обучение?
Нужно найти школу, у которой в уставе предусматривается семейная форма обучения. В этой школе можно получить бесплатные учебники и специальные методические материалы на время обучения. А также договориться о необходимых консультациях с учителями.
Ваш ребёнок прикрепляется к конкретной школе, которая не только будет оказывать помощь в обучении, но и осуществлять контроль над процессом обучения. Ребёнок ежегодно будет проходить аттестацию в этой школе. И в следующий класс он переходит по решению педсовета. Если он плохо усваивает программу, то ему могут предложить перейти на школьное обучение.
Как будет происходить при семейном обучении общение ребёнка с другими детьми?
Перейдя на домашнее обучение, общение ребёнка с другими детьми ложится на родителей. Как и где будет проходить это общение, родители должны продумать. Но с другими детьми, ребенок должен регулярно общаться. Это тоже один из этапов воспитания. Такое общение может проходить и в школе, к которой Вы будете закреплены, и в других школах (музыкальной, художественной, спортивной и т.д.), а также в кружках и секциях. О социализации детей обучающихся дома читайте >>>ЗДЕСЬ>>>
Останутся ли рутинные дела без изменений?
Ваши рутинные дела останутся без изменений. Вам всё также придётся ходить за продуктами, убираться, готовить, но Вы можете привлечь по мере возможности своего ребёнка помочь Вам, так как свободного времени у него будет больше. А у Вас, как у родителей будет больше времени подготовить своих детей к их будущей семейной жизни. Вам необходимо будет хорошо организовать учебное пространство. Для учебы должно быть отдельное место. Вам нужно будет объяснить своему ребёнку, что своё рабочее место он должен содержать в порядке и чистоте, убирать всё предыдущее со стола при смене деятельности и при смене одного предмета на другой.
Выясните, готов ли ребёнок к домашнему обучению?
Конечно, многие дети с удовольствием не ходили бы в школу. С другой стороны не все дети готовы уйти из школы и обучаться дома. У Вашего ребёнка в этом случае может появиться страх, а сможет ли он самостоятельно, без домашних заданий и контрольных работ обучаться дома. Он хорошо понимает, что его жизнь изменится, что большая ответственность за обучения ляжет и на него. Поговорите с ним. Что он думает? Обсудите все вопросы, которые его волнуют. Если ребенок готов к этому серьёзному шагу в его жизни, то он будет прилежным учеником. А Вам нужно будет обязательно показать и рассказать где и как нужно находить ответы на возникающие у него вопросы. Расскажите о библиотеках, о книгах, об архивах, об интернете, да и помощь учителей в школе никто отменять не будет. Научите своего ребёнка учиться и добывать знания самостоятельно, постарайтесь у него вызвать интерес с познанию, к самообучению.
Как вызвать у ребёнка интерес к познанию?
Иногда родители начинают домашнее обучение с того, что стараются как-то вызвать интерес к учёбе. Для этого они подбирают всего и сразу очень много – это учебные фильмы, материалы, проводят опыты и учебные игры.
Но это не всегда верно. Знания – это все-таки духовная пища. И лучше всего они усваиваются, когда они проходят на более серьёзном уровне. Если после занятий, ребенок без вашего участия, продолжает познавательную деятельность. Он может работать с книгами, придумывать какие-то опыты, исходя из пройденных уроков. Значит, Вы на правильном пути. А, если ребёнок сразу же после занятий, забывают о них. Он бежит к компьютеру или телевизору и не проявляет особого интереса к учебному процессу, значит что-то не так. Решать эту проблему придётся вместе.
Конечно, родителям придется постоянно учиться и самим. На младшего школьника нужно потратить больше времени, чем на старшеклассника. Нужно приучать ребёнка к самостоятельной работе. К концу первого года домашнего обучения доля самостоятельной работы может составлять до 30%, второго — около 50%. И каждый год увеличивать процент самостоятельной работы ученика. К концу 8 класса – она может достигать 100%.
Поэтому мой личный вывод: переход на домашнее обучение лучше осуществить в более раннем возрасте, когда и у Вас ещё достаточно знаний, умений и навыков, и у ребёнка не такая большая нагрузка из предметов, как в старших классах.
Я Вам предлагаю начать домашнее обучение с дошкольного возраста. Мой сайт уже сейчас содержит почти полную подготовку к школе.
Если у Вас возникают вопросы, задавайте их в комментариях. Пишите, какие темы мне раскрыть более подробно для Вас.
Напишите своё мнение об этой моей статье, обратная связь мне необходима.
С уважением Ваш репетитор – Лидия Витальевна.