У Вас ребёнок дошкольник и перед Вами встал вопрос:
Как научить своего ребёнка читать?
К тому же...
Если у Вас ребёнок дошкольник, то, скорее всего, как и многих родителей с детьми такого же возраста, Вас мучают ещё и другие вопросы:
Учить или не учить ребёнка читать ещё до школы?
Если учить, то, как научить ребенка читать?
Нанять репетитора? Где? Как?
Воспримет ли репетитора ребёнок?
Учить самой? Смогу? Не смогу?
Почему у некоторых мам не получается самим научить ребёнка читать?
Итак
Как научить ребёнка читать?
Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Скорее всего, нет. Сейчас существует огромное разнообразие азбук, букварей и всевозможных пособий, обещающих научить вашего ребенка быстро и правильно читать. Несмотря на то, что речь идет об обучении чтению на русском языке, некоторые популярные методики пришли к нам с Запада. Мне бы хотелось сделать для Вас краткий обзор тех методов, которые чаще всего апробируются родителями на своих детях. Но для начала немного истории…
Из рассказов Л.Н. Толстого мы узнаем о том, как дети учились читать в середине 19 века. Сначала ученики заучивали буквы: аз, буки, веди, а потом заучивали слоги. Именно заучивали слоги, а не читали их. Какой современный ребенок выдержал бы такое обучение?! Обучение грамоте с помощью буквослагательного метода могло продолжаться около двух лет. Скорее всего, эта методика была заимствована из Древней Греции.
Но нашелся русский педагог, который предложить внедрить в школы звуковой метод, который был распространен в Германии. Обучение начиналось со звуков, а не с букв. Сначала учитель произносил звук, а лишь потом показывал, как выглядит буква, обозначающая этот звук. Изучение начиналось с обратных слогов (гласная стоит перед согласной), например, АМ. При этом ребенка просили пропеть первый звук, а затем добавить второй. После этого переходили к прямому слогу, МА.
Именно таким образом я научила многих детей читать. Мы пели с ними звуки и складывали слоги.
Я занималась не один год с детьми в режиме ofline по книге «Моя первая книга» издательства ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест». Алгоритм изучения звуков-букв, данный в этой книге очень похож на методику советского психолога Д.Б. Эльконина. Он разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Этот метод и применяется сейчас во многих наших школах. Дети на уроках знакомятся со звуками, узнают, что звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие. А затем уже объясняют, что у каждого звука есть свое обозначение – это буква.
Звуковой метод хорошо применять с 4-5 лет, когда у детей уже развит фонематический слух. Прежде чем учить читать своего ребёнка, убедитесь, что он правильно произносит все звуки. Если есть проблемы с произношением звуков, то пройдите бесплатный курс занятий у логопеда в местной поликлинике (сейчас такие услуги есть во многих детских поликлиниках). Сами присутствуйте на занятиях и записывайте домашние задания. Так Вы исправите проблемы с произношением некоторых звуков, чтобы в дальнейшем у Вас не было ошибок при чтении и письме.
О других методиках
Лично я не понимаю, зачем учить детей читать с пеленок, но и у таких мам есть возможность выбрать один из «модных» методов. Можно найти Монтессори-школу (группу) в своем городе и предоставить процесс обучения педагогам. В таких группах есть необходимые пособия и оборудование. Без привлечения посторонней помощи в домашних условиях можно обучить 2-3 летнего ребенка читать по методу Гленна Домана, американского врача, занимавшегося обучением детей (обратите внимание!) с различными мозговыми травмами.
Занятия по методике Домана расписаны до мелочей, поэтому для правильного построения занятий необходимо внимательно ознакомиться с основными принципами этого метода. Кроме того, вам придется сделать очень много карточек со словами, которые вы будете показывать детям. Хотя сейчас на смену карточкам приходят готовые презентации в программе PowerPoint. Ребенок учится распознавать и читать слова целиком. Отказаться от букварей и карточек и дать детям 52 кубика предлагает методика Н.А. Зайцева. Кубики различаются по размеру и цвету, к ним прилагаются таблицы и аудиозапись. Это удовольствие не из дешевых.
Если вас интересует методики М. Монтессори, Г. Домана или Н. Зайцева обязательно прочитайте специальную литературу по этой теме. А так как я на практике апробировала и звуковой метод обучения чтению, ему я останусь верна, поэтому с его помощью и Вам предлагаю учить читать своего ребёнка.
В следующих статьях я Вам расскажу почему я выбрала именно звуковой метод обучения детей чтению. Почему тогда звуковой метод не столь популярен? Почему мне нравится этот метод? Ответы на эти вопросы читайте >>>ЗДЕСЬ
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на рассылку об анонсе обновления сайта в колонке справа под красной стрелочкой.
С уважением Ваш репетитор — Лидия Витальевна.