Здравствуйте!
Продолжаю тему о домашнем, семейном обучении. Эта тема далеко не простая. Педагогическая деятельность, как и любая другая требует высокой квалификации. Хотя многие не согласятся с тем, что для обучения детей нужно только педагогическое образование. Многолетний опыт показывает, что необходимую квалификацию можно получить и другим образом.
Есть определенный процент детей, которым не нужны педагоги, чтобы учиться. Конечно, этот процент очень небольшой. Но такие дети есть. Они самостоятельно занимаются, просто, когда им что-то не понятно, обращаются к родителям с просьбой им помочь. И дальше продолжают самостоятельно заниматься. И такие дети не нуждаются в руководстве.
Педагогическое образование принципиально?
Даже в самых престижных школах, некоторые педагоги не имеют специального педагогического образования. Они закончили ВУЗ по конкретной специальности. Например, физико-механический факультет в техническом ВУЗе. Они успешно преподают физику или математику. Но здесь тоже не все просто. Человек может отлично знать, например, физику, быть компетентным специалистом, а объяснить какую-то школьную тему по физике ребёнку не сможет.
Общаясь с педагогами, можно сделать следующий вывод, что именно образование в педагогическом ВУЗе, не очень много что дало. Конечно, были определенные теоретические знания и общее развитие тоже. Но большинство знаний они получили, занимаясь самостоятельно своим образованием. Бывают разные ситуации. Здесь очень важна практика. В этой ситуации комментарии более квалифицированных педагогов, которые возникали по ходу практики, несоизмеримо ценны.
Разница между домашним обучением и школьным
Семейное обучение и преподавание в школе - совершенно разные ситуации. Родителям обучать ребёнка дома намного проще, чем преподавателю – в классе. Дома ребёнок один или 2-3, не больше. Вы своего ребёнка знаете, его особенности характера, его знания, его навыки. На ребёнка у вас много факторов воздействия. Даже помимо урока, вы можете постоянно воздействовать на него. Вы, как мама постоянно сосредоточены на своем ребёнке. Вам не надо рассеивать свое внимание в классе на всех детей. В домашнем обучении не надо соответствовать определённому регламенту. Урок может длиться чуть больше по времени или наоборот чуть меньше. В классе сложнее, там много детей с разными характерами. А факторов влияния на детей гораздо меньше.
Как вызвать интерес у ребенка к учёбе?
Чтобы ребёнок с удовольствием учился, у него должна быть мотивация. Тогда у него появляется энергия. Самое главная задача – это вызвать интерес у него к учёбе. Даже при самых лучших преподавателях, ребёнок часто не хочет учиться. И, тогда нужно создать мотивацию, чтобы у него появилось это желание.
В школе у некоторых детей желание учиться приходит иногда быстрее. Кому-то просто нравится материал. Кто-то не хочет выглядеть хуже других. Кто-то стремится, чтобы его похвалил учитель или дома родители. А кто-то хочет поступать учиться дальше, и ему нужны знания.
Как при домашнем обучении вызвать у ребёнка желание учиться?
- Те, предметы, которые ребёнок не любит, свести к минимуму. Проводить занятия по этим предметам реже, и уроки делать меньше по времени.
- Можно проводить занятия вне уроков. Например, можно идти по городу и рассказывать ребёнку о растениях, деревьях. Или говорить какие-то небольшие задачки, а ребёнок в форме игры их решает.
- В зависимости от возраста, нужно рассказывать, как и где эти знания пригодятся в жизни. Например, откроет ребёнок в будущем бизнес, и ему обязательно нужна математика.
- Развивать вкус к учёбе. Выявить те предметы, которые ребёнок любит, и по ним можно чаще проводить занятия. Если ребёнок любит физику, значит ей надо уделять больше внимания. Сотрудничать больше с теми, предметами, которые ребёнку интересны. И тогда другие предметы уже легче подтянуть.
Что является главным в педагогике?
Самое главное – это быть в контакте с ребёнком. Чтобы было полное взаимопонимание. Быть на одной волне с детьми. Все методики, формы преподавания – это уже вторично. А в первую очередь на этом нельзя зацикливаться. Все методики должен подбирать сам преподаватель, которые он считает необходимыми конкретному ребёнку. Этот процесс должен быть творческим. Можно ведь и диктанты проводить в форме игры, и литературой заниматься тоже играя.
А кто всегда в контакте с ребёнком? Это Вы – мама!
Вот поэтому я и не устаю повторять, что лучший репетитор для ребёнка – это мама.
Оставьте своё мнение или свои рассуждения в комментариях по этому вопросу, обратная связь мне необходима.
С уважением Ваш репетитор – Лидия Витальевна.