Первый класс: всему своё время

7
733

 Первый класс: всему своё времяЗдравствуйте!

В последнее десятилетие намечается такая тенденция – отдавать детей в первый класс с шести лет. За школьную парту взрослые стараются усадить своих сотни тысяч детей шестилеток.

Увы, но у педагогов и медиков уже собрано немало данных, что эксперимент с первоклашками-шестилетками не удался. Они считают, что ребенок для школы должен еще созреть и физически, и психологически. По их мнению зрелость по всем этим параметрам у большинства детей наступает только к 7-8 годам. И становиться ребёнку школьником лучше всего именно в этом возрасте.

А лично моё мнение, что лучше ребенку заниматься с мамой, на домашнем обучении и с 8-9 лет. К этому времени он окончательно будет готов к усвоению школьной программы. Обучение у него пойдёт гораздо быстрее и к десяти годам он уже наверстает сверстников школьников.

Я тут для Вас нашла статью педиатра Ирины КОВАЛЁВОЙ в журнале «Здоровье школьника» за сентябрь 2013 года, где она приводит аргументы, что отдавать своих детей в школу торопиться не надо.

7 издержек акселерации 

1. Детский организм, опережающий график природного развития, в спешке “не успевает” уследить за темпами ускоренного созревания отдельных органов и систем. Вот только один пример. На седьмом году кости ног растут быстрее, и не поспевающие за ними мышцы отзываются тянущей болью. В результате такой диспропорции (врачи называют ее гетеродинамией развития) весь организм испытывает дискомфорт, легче срывается в болезнь. Разгар кризиса приходится на период первого физиологического вытяжения, которое набирает обороты в 6 лет.

2. Как известно, “архитектура” нервной системы совершенствуется с возрастом. Лишь после 7 лет строение коры головного мозга становится таким же, как у взрослого, а нервные волокна одеваются изолирующей оболочкой из специального вещества – белка миелина. Пока процесс миелинизации не завершен, нервные импульсы проводятся медленно. Значит ребенок будет быстрее уставать, хуже соображать, дольше усваивать информацию и по чисто физиологическим причинам не сможет оставаться внимательным в течение всего урока.

Вот почему шестилетним детям каждые 20–25 минут требуются хотя бы 10-минутные перерывы в занятиях для подвижных игр, снимающих умственное напряжение.

Однако не секрет, что в современных школах организовать их невозможно, не потревожив учеников постарше, да и игровые комнаты для малышей не предусмотрены.

3. Наплыв информации может пробудить у шестилеток обычно уже угасшую к этому возрасту потребность в дневном сне, во время которого мозг “переваривает” полученные знания и освобождается от умственной усталости. Если ее игнорировать (а так это обычно и происходит!), открыта дорога неврозам.

Только после 7 лет, когда параметры детского мозга дозреют до предъявляемых школой требований, большинство ребят смогут не испытывать сонливости на последних уроках.

4. Год разницы в этом возрасте заметен даже внешне. Семилетний первоклассник выше шестилетнего на 7–8 см! А стулья и парты в классах рассчитаны именно на семилеток. Младшему сидеть на них неудобно: его мышечная система еще не достаточно крепкая, чтобы в неблагоприятных условиях подолгу удерживать позвоночник в правильном положении.

И времени потренировать мышцы в подвижных играх и на детской площадке у шестилетнего первоклассника меньше, чем у детсадовца такого же возраста, а значит, шансы сохранить хорошую осанку, к сожалению, невелики.

5. Шестилетним детям хуже даются навыки письма. Многочасовое корпение над прописями, в которых все равно плодятся помарки, может вообще отбить охоту к занятиям. И дело не в недостатке прилежания, а в том, что тонкие движения пальцев и кисти шестилетние малыши координируют с большим трудом. Доказано: этот навык окончательно созреет к 7 годам.

6. Письму и чтению в 6 лет мешают особенности зрения. При появлении на свет младенец рождается дальнозорким, а в дальнейшем по мере взросления дальнозоркость уменьшается. В 4 года ребенок готов к начальному чтению, но при условии, что слова составлены из крупных букв – на кубиках или в магнитной азбуке. Умение видеть достаточно хорошо вблизи, чтобы регулярно и подолгу работать с прописями и букварем, приходит только после 7 лет. Шестилетний вынужден усиленно напрягать глазные мышцы и потому уже в начальной школе рискует получить близорукость.

7. Лишь на восьмом году в полную силу включаются в “оборону” нёбные и глоточные миндалины – форпост иммунной системы, защищающей слизистые оболочки дыхательных путей и пищеварительного тракта от инфекции.

Шестилетка, попадая в новый коллектив, менее защищен от патогенных микроорганизмов, больше рискует заболеть.

К концу начальной школы количество хронических заболеваний увеличивается в несколько раз. Отклонения в работе сердца, бронхов и легких, желудка и кишечника, случаев близорукости и нарушений осанки у детей, приступивших к учебе с 6 лет, увеличивается в несколько раз.

Школьная “ломка”
Шестилетний возраст – период психологического кризиса: возросшие интеллектуальные возможности, с которыми вроде бы учиться, учиться и учиться, ребенок пока может удовлетворить лишь специфическими дошкольными способами – в форме игры. Усадив его за парту, взрослые создают почву для неблагоприятных учебных ситуаций.

Ситуация № 1 – дошкольно-игровая.

Самая типичная для шестилеток. Школьный кодекс правил поведения такие малыши (их в каждом классе набирается примерно 25%) отвергают с ходу, взамен устанавливая свой собственный – игровой. Ошибок они совершенно не замечают. А если учитель укажет, ответят, что так, с ошибкой, даже лучше. Могут вставать в середине урока и ходить по классу. Или затеять игры с соседом по парте – что называется, “выпасть” из урока.
Шестилетки не выносят жесткой дисциплины и воспринимают учебу как игру, поэтому заниматься с ними лучше в игровой форме.

Замечания, одергивания, наказания на таких детей не действуют. А если педагог ужесточает репрессии, перед ребенком одновременно открываются 3 перспективы: попасть в злостные “хулиганы”, “незнайки” или на прием к невропатологу. У семилетних мальчиков и девочек эти проблемы возникают значительно реже.

Ваши действия.

Отдавая в первый класс ребенка, которому еще нет 7 лет, обязательно поинтересуйтесь, владеет ли учитель методикой дидактических игр (игровых форм обучения), и обеспечьте малышу возможность играть дома, тогда он меньше будет отвлекаться на уроках!

Ситуация № 2 – коммуникативная.

Это установка на общение, которую ребенок переносит в школу из домашних отношений. Тогда в учителе, так же как в маме, бабушке или любом другом взрослом, он видит прежде всего собеседника и совершенно не воспринимает его как педагога. К заданию приступает только после персонального обращения, а стоит учителю выйти из класса, сразу же бросает работу. И чего только не изобретает, чтобы привлечь к себе внимание!

Может перебить вопросом не по теме (ведь интереса к содержанию учебы еще нет), раскапризничаться, наябедничать на одноклассника, напрашиваясь на жалость и одобрение. Дружба с другими детьми у “коммуникативного” ребенка никак не клеится, да он и не нуждается в ней (один из важнейших признаков подобной ситуации). Зато если взрослый не замечает его попыток выделиться или, хуже того, наказывает за них, поведение становится все более вызывающим, реакции – негативными.

Помочь ребенку преодолеть кризис можно, лишь уяснив, что корень проблемы – в малолетстве, наложившемся на определенные личностные особенности, плюс дефицит внимания в семье. Как правило, такого рода сложности возникают у домашних малышей, чье воспитание загруженные работой родители перепоручили бабушкам, а также после появления младшего братика или сестрички. Если это радостное событие пришлось на шестилетний возраст старшего ребенка, дождитесь, когда ему исполнится 7 полных лет, и только тогда отдавайте в школу.

Ваши действия

Больше общайтесь с ребенком дома, помогите найти друзей для игр, запишите в театральный или танцевальный кружок, на занятия художественным словом – короче говоря, туда, где он сможет реализовать потребность выделиться, быть на виду.

Ситуация № 3 – псевдоучебная.

Чем младше ребенок, тем труднее ему отделить главное от второстепенного. Обязанность дежурного вытереть доску и умение сидеть за партой, определенным образом сложив руки, могут показаться важнее, чем поиск решения задачи. В итоге формальная сторона новой роли ученика становится выше содержательной.

Внешне псевдоученик кажется идеальным школьником. У него всегда аккуратные тетради, он ничего не забывает, в точности выполняет указания учителя: столько-то клеточек отступить, написать столько-то букв, выдержать такой-то наклон. Но подчеркнутая старательность сопровождается интеллектуальной робостью. В присутствии взрослого ребенок пассивен, ждет подсказок и не пытается решить задачу сам. Словом, псевдо ученик способен лишь подражать, но не умеет самостоятельно думать.

Причина такого формально-исполнительного отношения к учебе – в авторитарном стиле семейных отношений. Если для родителей главное, чтобы ребенок во всем их слушался, его мнение не учитывается, а инициатива наказуема, то и в школе он ведет себя так же, как его научили дома. Ведь в 6 лет перестроиться на диаметрально противоположный стиль поведения очень трудно, и необходимость резкой смены ориентиров усугубляет свойственный этому возрасту психологический кризис, приводя к срывам, “неудам” и неврологическим проблемам. Выход из этой ситуации один – демократизировать семейные устои.

Ваши действия

Не забывайте играть с ребенком, читайте ему сказки, обязательно обсуждайте прочитанное, беседуйте о школьной жизни, обращая внимание на то новое, чему он научился, а уж если что-то просите сделать в приказном порядке, объясните смысл действия.

Ситуация № 4 – пред учебная.

Отдавая ребенка в школу в неполные 7 лет, родители на полшага опередили события. Такой первоклассник уже готов выполнять посильные задания, но лишь в присутствии учителя, задача имеет смысл лишь постольку, поскольку предложена учителем: авторитет педагога абсолютен. Причем любая задача – и та, что в учебнике, и просьба полить цветы. А дома этот первоклашка не принимает никаких советов мамы. Ведь она, образно говоря, не “член клуба”, то есть находится за пределами учебной ситуации и в понимании ребенка не имеет права вмешиваться в дела, связанные со школой.

Ваши действия

Не обижайтесь на такое отношение. Оставьте все как есть. Наблюдайте! Это прощальный “привет” возрастного кризиса. Скорее всего в ближайшие несколько месяцев ребенок “дозреет” до полноценной школьной жизни. Обычно этот момент более или менее совпадает с седьмым днем рождения малыша.

Автор — Ирина КОВАЛЁВА, педиатр
Источник: журнал «Здоровье школьника», сентябрь 2013

Поравилась статья, поделитесь с друзьями. Напишите свои размышления и мнения на эту тему в комментариях.

С уважением Ваш репетитор — Лидия Витальевна.

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Знаете, я пошла в школу с 6 лет, мои братья пошли в школу с 6 лет. И ни чего плохого в этом я не вижу, наоборот: у братьев был шанс отучиться где-нибудь перед армией, «набраться ума» и самостоятельности, так сказать, перед армией, а вот мой сын окончит школу и ему сразу придётся идти в армию...не пожив своим умом, от мамы и сразу непонятно куда (в нашу непонятную армию). Об этом как раз — таки и никто и не подумал. А что до того, что семи летки умнее, так это «бабушка на двое сказала». Я сама учитель и вижу, что умнее они не очень — то стали по сравнению с нами «неумными, неусидчивыми 6-летками» А образование последних лет стало «гнилым» само по себе. Учатся родители семи леток, пишут доклады, читают детям 5 страничные рассказы третиклассникам... потому, что дети просто не успевают сами всё сделать (так много задают). Если ребёнок не усвоил знания, это проблемы родителей: так говорят учителя и дают новые темы для обучения дома. Иной родитель не может решить задачи для 3-4 класса. Обучение стало для родителей, а не для детей, вот о чём молчат врачи. И дело здесь не совсем в возрасте детей. А в самой системе образования, которая перешла на евро стандарт, хотя они (Европа)взяли нашу Советскую систему образования...

    • Ольга, большое спасибо за Ваш комментарий. Да, эта тема очень даже животрепещущая для всех родителей — образование наших деток. Я с Вами полностью согласна «А образование последних лет стало “гнилым” само по себе». Умные и заботливые родители переходят на домашнее обучение. Я написала в статье выше, что дома можно начать обучаться по школьной программе с 8-9 лет, а школу закончить на один-два года раньше своих сверстников. Если разобраться, то, по большому счёту, обучение ребёнка у заботливых родителей начинается с самого рождения. Главное не переборщить и не превратить обучение ребёнка в показуху или «соревнование в гениальности» перед другими детьми и родителями.

      Еще раз спасибо за комментарий.

  2. Для меня тема актуальна. Сыну 5 лет. Сижу с ним дома и уделяю внимание разным играм по освоению чтению и счету. Тимофей уже читает, устно считаем в пределах 10. Для чего пишу так подробно, потому что, хочу сказать, что он уже в свои неполные 5 лет, освоил программу первоклассника по чтению и устном счете. Но проблемы с письмом. Рука совершенно не готова писать. Недавно читала статью, что дошкольников лучше не обучать школьной программе, потому что им будет неинтересно в школе. Но что имеем, то имеем, уже есть знания. И что самое интересное, я не уделяла много внимания обучению чтению, особенно счету. Сама удивляюсь его результатам. И я осознаю, что умственно ребенок готов, но физиологически и психологически нет.А для сохранения здоровья ребенка, важнее, чтобы он физиологически созрел для обучения в школе. Вот поэтому я думаю, что в моем случае, лучше отдать в 7, но во второй класс. Для этого уже пройти всю программу первого класса дома. Но это пока мои мысли вслух. У меня еще год в запасе.

    Я считаю, что это проблема ИНДИВИДУАЛЬНА, каждый родитель должен сам определиться в возрасте 6 или 7 лет отдавать ребенка в школу.

    Согласна, что наша система обучения требует изменений. Особенно тот факт, чтобы обучать шестилеток и семилеток отдельно. Составлять разные программы, разные методы обучения, исходя из физиологических возможностей детей.

    И мне нравится, что появилась возможность домашнего обучения. Может и решусь на этот шаг. Пока не буду загадывать.

    • Спасибо за комментарий, Людмила. Я с вами полностью согласно, каждый ребёнок абсолютно индивидуален. Поэтому решать родителям отдавать своего ребёнка в школу с 6 или с 7 лет. А домашнее обучение сейчас становится всё более популярным среди «продвинутых» родителей. Удачи Вам Людмила и Вашему Тимофею.

  3. да, моему сыну тоже 5 лет и он, тоже, умеет уже и читать и считать и писать красиво (в садике, когда нужно всё красиво и правильно делать), а дома можно не так красиво, ведь мама добрая и это МАМА, а не воспитатель, учитель.

    А на домашнее обучения я оставить его просто не могу, потому, что «денежку необходимо заколачивать».

    А по образованию я ещё вот что хочу сказать, на учителей очень много писанины и бумаг навалили, так, что с детьми заниматься (как раньше), и времени — то нет. И на подготовку для урока времени не хватает. так как необходимо «для своего самообразования» писать различные статьи, доклады, участвовать в различных семинарах...За это ещё и денег кучу отваливать, чтобы тебя напечатали где-нибудь и ты плюсик получил. (как в Советское время — больше плюсиков — зарплата выше), которую ты потом использовал на бумагу для школы, на различные публикации, на саморазвитие, но не на семью.

    да ещё это инклюзивное образование — ничего не имею против детей с особыми образовательными потребностями (я сама работаю именно в коррекционной школе), но даже чисто теоретически подумать: как учитель должен успеть уделить внимание и ребёнку, который занимается на 5+ и среднячку, и обычному лентяю и ребёнку с ОВЗ, а если их не 1, а сразу 3-4? да и все они имеют разный диагноз: один — ЗПР, другой слабо слышащий, третий — должен заниматься по программе F 70? а то и F 71...учителю на всех необходимо написать разные програмы и в период 40-45 минутного занятия каждому время уделить...

    да и в сутках как ни крути, а всего лишь те же, 24 часа. А ещё и свои дети есть и у кого-то огород или дача (потому, что денег опять же не хватает всё купить)...

    у меня сложилось впечатление, что наша страна вообще скоро перейдёт на домашнее обучение, так, как в учителя пойдут бездарные личности, те, кому на ваших детей вообще наплевать, за кого напишут за деньги и самоанализ, который так необходим при аттестации, и какие-нибудь доклады...или те, кто спит и видит себя учителем — учитель от Бога — но таких очень мало, то есть обучение в школах будет всё более формальным. Люди, которые могут мыслить и думать своей головой постараются найти работу более достойную по заработной плате за эти же часы, что он потратил бы на преподавание.

    Поэтому я нисколько не обвиняю учителей, которым просто некогда каждому ребёнку объяснить материал на уроке. Но не довольна полностью системой образования в целом по стране. И поэтому учу своего сына всему тому, что знаю сама, да у меня тоже складывается впечатление, что моего Тёмку придётся отдавать сразу во второй класс (но это моё мнение, а для каждой мамы своё чадо самое лучшее).

    Я не думаю, что каждый родитель сможет сам освоить программу по обучению, которая сейчас такая сложная, придётся брать репетиторов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here