Здравствуйте!
Я продолжаю с Вами разговор о домашнем обучении. Те, кто не приемлет обучение ребёнка дома, боятся, что дома их чадо не получит должного общения со сверстниками и вырастет асоциальным, или даже совсем изолированным от общества.
По-моему, это большое заблуждение родителей. Вспомните себя, когда мы учились в школе, так уж и обучали разве нас искусству общения между собой. Вспомните, ведь и в вашем классе, наверняка были дети, которые тихо, мирно просидели «серыми мышками», а закончив школу – выучились не хуже активных и общительных и занимают даже высокие посты. Научились, и общаться, и даже руководить.
Вот как отвечает на этот вопрос Алексей Карпов – отец четверых детей. Его дети учились дома, а не в школе. Кто ещё не читал его книгу «Повесть о педагогической свободе», о которой я уже говорила, можете наверстать упущенное (Его книги можно заказать в интернете).
Конечно, растущей личности необходимы разнообразные контакты с людьми: со сверстниками, со взрослыми, с более младшими ребятами… Но кто сказал, что школа – единственное место, где такие контакты могут осуществляться?! У ребенка, подростка существует и масса других возможностей приобрести опыт общения, научиться ладить с людьми и строить с ними отношения.
Посещение детского садика или школы – это еще не залог того, что человек будет уметь общаться. Лично я знаю немало людей, которые ходили и в детский сад, и в школу, но нормально взаимодействовать с людьми так и не выучились. Любой психолог знает: важно не количество общения, а качество формирования психологических механизмов, обеспечивающих коммуникативные навыки. Это весьма тонкий и очень индивидуальный процесс.
Да, коллективное воспитание – мощная вещь. Но всегда ли оно реально осуществляется в школе? От того, что дети находятся рядом, чем-то обмениваются и как-то взаимодействуют, далеко не всегда формируется умение понять другого человека, умение работать в команде, умении грамотно решать спорные вопросы… Всему этому нужно учить, уделять специальное внимание. Причем не только в виде словесных объяснений, но и всем ходом ежедневных ситуаций.
Отвечая на стандартный вопрос о возможной асоциальности детей, которые учатся дома, я всегда говорю, что уделял самое серьезное внимание развитию у своих детей навыков общения. Они посещали кружки и спортивные секции, занимались туризмом, ходили в церковь и в воскресную школу, гуляли с ребятами во дворе, гостили в других семьях, общались с самыми разными людьми… Да к тому же, и дома у нас уже небольшой коллектив.
Самое главное научить своих детей, чтобы с ранних лет они понимали, что:
- Любой человек, будь это ребёнок или взрослый, хочет, чтобы его уважали в обществе и, желательно, чтобы и любили.
- Любой человек не любит выскочек, подхалимов, самовлюблённых и т.д., в любом коллективе их не уважают, над ними смеются.
- Нужно быть самостоятельным и ответственным, уметь отстаивать свою точку зрения, но и уважать мнение и позицию других людей.
- Нужно научить понимать, что люди все разные, поэтому необходимо с каждым общаться по-разному.
- Нужно научить понимать, что в любом уже сложившемся коллективе существуют свои правила, уклад, стиль, свои лидеры. Поэтому новому человеку сначала необходимо познакомится со всеми порядками и не пытаться сразу стать лидером. Вполне возможно это произойдёт чуть позже.
- Нужно научить постоять за себя, как морально, так и физически (особенно мальчикам).
- В любой ситуации необходимо понять другого человека – тогда, и взаимодействие, и общение будет более приятным.
А что Вы думаете о асоциальности детей при домашнем обучении? Расскажите о своём опыте обучения своего ребёнка дома.
P.S.
Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.
Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.
Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.
Спасибо Вам за понимание.
С уважением Ваш репетитор — Лидия Витальевна.
Отличная статья! Спасибо ) Вы абсолютно правы, школа очень мало дает в плане правильного общения. Не зависимо от того, ходит ли ребек в школу или нет, то, как он будет общаться с людьми в дальнейшем зависит от того как привыкли общаться с самими детьми и другими его родители. Очень не лишне дополнительно объяснять перечисленные в статье правила, чтобы у маленького человечка помимо интуитивного понимания сложились бы и вполне конкретные правила и принципы.
Спасибо, Алёна, за комментарий. Я с Вами согласна общение детей и между собой, и со взрослыми будет строится на примере родителей.