Математика.
Рациональное решение
Смотрим в словаре, что же такое рациональное решение – это: 1) продуманное, взвешенное решение, принятое на основе сравнения вариантов и их выбора, а также учета еще многих факторов; 2) выгодное, целесообразное решение.
Иногда на уроках при решении заданий учеником выясняется, что он вообще не знает, что такое рациональное решение. Оказывается, что такое решение связано с недостаточными познаниями ученика.
Задача.
Однажды на уроке математики учитель показал ребятам куб и предложил найти площадь поверхности этого куба.
— Это элементарно, — поднял первым руку Петя Самохвалов. – Сначала измеряем два ребра, исходящие из одной вершины. Первое ребро равно 10 см, и второе ребро равно 10 см. Найдем площадь этой грани: 10 х 10 = 100 (см2). Теперь измерим другие два ребра. Первое равно 10 см, и второе равно 10 см. Перемножим их, будет 100 см2. Это площадь второй грани…
Потом Петя точно также нашел площадь четырех оставшихся граней. Все они оказались равными 100 см2.
— Теперь, продолжал Петя, сложим все найденные площади, будет 600 см2. Это и есть площадь поверхности куба.
Как же Петя был удивлен, когда учитель не поставил ему пятерку. Как вы думаете почему?
Иногда не находя выгодное, рациональное решение ученик заходит в такие дебри, что уже и сам запутывается.
Был такой случай на уроке математики:
Ученик решал задачу у доски. При не правильно выбранном, не рациональном решении он уже исписал почти всю доску. Учитель очень серьезно двух ребят посильнее и покрепче, попросила из соседнего свободного на данный момент класса принести еще одну доску. Не сознавая подвоха, ребята встали и пошли к выходу. Когда они дошли уже до двери, учитель сказала:
— Возможно нужно будет принести и две доски… Ученику, решающему задачу у доски места катастрофически не хватает…
Вот тут-то все всё и поняли. Посмеялись от души.
И еще одна задача:
Двое шли — рубль нашли.
Четверо пойдут — сколько найдут?
Когда-то во времена нашей молодости был журнал Квант. И еще помню задачки XYZ. Интересная жизнь была, мозги развивались и интересные задачи были. Кстати, у меня даже была награда за их решение.
Да, действительно, был такой журнал «Квант». Мне его родители тоже выписывали.
А если ребенок не математик вообще, вот как моя дочь? Я по образованию математик, когда смотрю как она мучается, иногда не понимая элементарные, на мой взгляд, вещи, то тут не до рациональности, хоть бы как-нибудь усвоила и решила. Но с Лидией, как математик, согласна.
Татьяна, у Вашей дочери элементарно где-то пробелы в знаниях математики. Как решить эту проблему, прочитайте на этом сайте в рубрике «Истории репетитора» статьи «Голый гуманитарий» и «Как помочь гуманитарию».
Математика — развивает мышление
Хорошая статья! Действительно математика помогает развитию более рационального мышления, чего многим не хватает. А для детей очень важно заложить правильный фундамент для рационального мышления.
Успехов!
Пусть Бог благословит!